Ускользающая красота
Ускользающая красота
Программы по продвижению отечественной парфюмерно-косметической продукции отсутствуют
"Российская Бизнес-газета" №733 (49) от 22 декабря 2009 г.
Правительство РФ планирует избавить производителей многих товаров парфюмерно-косметической отрасли от необходимости сертифицировать свою продукцию. Как это повлияет на бизнес парфюмеров, мы спросили председателя правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяну Пучкову.
— Какая именно продукция может изменить свой статус?— В настоящий момент вся парфюмерно-косметическая продукция перед выводом на рынок проходит процедуру подтверждения соответствию всем нормативным документам, регламентирующим показатели безопасности продукции на территории РФ. Это делается путем получения сертификата и получения деклараций. Косметическая продукция, за исключением мыла туалетного, сертифицируется. А парфюмерия подлежит декларации. Для расширения списка продуктов, подлежащих декларированию, в рамках Ростехрегулирования была создана специальная рабочая группа по номенклатуре косметической продукции. В результате этой деятельности парфюмерия и туалетное мыло уже три года как выведены из-под сертификации. Декларация и сертификат о соответствии — равноценные документы, разрешающие доступ и обращение продукции на рынке, а также экспорт продукции за границу. В любом случае в качестве первого этапа компания должна получить санитарно-гигиеническое заключение или регистрационное удостоверение в системе Минздравсоцразвития России, а только потом подтверждение соответствия в форме сертификации или декларирования, что определяется постановлениями правительства для каждого вида продукции. Регистрационное удостоверение выдается Роспотребнадзором на определенные категории продукции, например, профессиональную косметику, косметику для детей возрастом до 3 лет, краски для волос.
Переход еще каких-либо видов продукции из категории сертифицируемых в категорию декларируемых на данный момент в отрасли не обсуждается, но этот вопрос регулируется правительством.
— Этот год для всех отраслей был очень тяжелым. Как обстоят дела с производством и реализацией парфюмерно-косметической продукции?
— Да, год действительно был очень тяжелым. Напомню, что косметическая отрасль — это на 90% малый и средний бизнес. Кризис коснулся всех предприятий отрасли и по-разному отразился на спросе на разные категории продукции. Спрос на самые дорогие категории косметики несколько сократился, эти потребители косметики стали покупать что-то более дешевое, из верхнего сегмента масс-маркета. Сейчас чуть меньше спрос на эффектные новинки, а больше спрос на более рациональные и необходимые продукты.
Что касается спроса в сегменте масс-маркет, то он тоже частично сократился, часть потребителей этой категории либо отказывается от покупок, либо покупает совсем дешевые продукты. А вот в нижнем ценовом сегменте ситуация достаточно неплохая. Многие российские предприятия, работающие в этой нише, чувствуют себя совсем неплохо. Также неплохо обстоят дела у компаний, работающих в сфере сетевого маркетинга. Общий объем рынка парфюмерно-косметической продукции в 2008 году составил порядка 7,5 млрд долларов. Что касается 2009 года, то цифр пока нет, только осторожные мнения, что рынок будет таким же.
— Как обстоят дела с конкуренцией с импортными товарами? Какие отечественные товары конкурентоспособны?
— Ощутимая конкуренция с импортными товарами у российских компаний есть только в низкоценовой категории. Это турецкие и китайские товары. У наших компаний здесь неплохие, довольно устойчивые позиции.
В среднем же ценовом сегменте конкуренция выросла. Здесь российским производителям крайне сложно работать. В результате часть компаний, особенно это касается малого бизнеса, закрылась в этом году или продана.
Что касается конкурентоспособных товаров, то это товары первой необходимости — зубная паста, мыло. У нас масса хороших продуктов в этом сегменте. Если же говорить о косметике по уходу за кожей и волосами, то есть компании в Москве и в регионах, которые производят очень достойную продукцию. К тому же появляется и интересная декоративная косметика.
Из числа компаний членов нашей ассоциации новые продукты запустили в этом году "Концерн Калина", самарская компания "Весна", "Арнест" из Невинномысска. Очень интересные продукты по уходу за кожей выпустили небольшие фирмы — краснодарский "Шарм-клео" и московская "Лаборатория Эманси", отличающиеся очень высоким качеством. Но вопрос: видели ли вы в розничных сетях продукцию, к примеру, двух последних компаний? Думаю, практически нет. Очень большие проблемы с продвижением и выводом на рынок.
— Парфюмерия или косметика отечественного производства экспортируется?
— Да, косметика экспортируется. Крупные компании, такие, например, как "Концерн Калина", "Новая Заря", "Фаберлик", "Невская косметика", работают на европейские регионы и многие страны СНГ. Кроме этого, российской косметикой очень интересуются в регионе Ближнего Востока. Для этих стран российская косметика достаточно дешевая и очень добротная по своим качествам.
— Какие системные проблемы отрасли существуют на данный момент?
— Во-первых, отсутствие поддержки правительства. Недавно мы были с рабочей поездкой в Турции и по-хорошему позавидовали их косметической отрасли, которая имеет льготы от правительства, поддерживает все экспортные программы своих производителей за рубежом и все выставочные программы. То же самое происходит в Бразилии и Болгарии. У нас же отрасль не видит никакой помощи. К примеру, поддержка выставочной активности российских компаний за рубежом существенно стимулировала бы экспорт продукции.
Нет и специальных программ по продвижению отечественной продукции на рынок. Российские предприятия не могут тратить сумасшедшие рекламные бюджеты на эти цели, как мультинациональные корпорации. Вот еще проблема — дефицит производственных кадров.
— С чего государству необходимо начать поддержку отрасли?
— Поддержка производства и организация каких-то отдельных программ по продвижению российских товаров.
— Нормативно-правовая база будет как-то меняться?
— На протяжении всего переходного периода занимаемся Федеральным законом "О техническом регулировании", то есть с 2003 года. Российская парфюмерно-косметическая ассоциация совместно с Ассоциацией производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии самостоятельно, без всякого бюджетного финансирования, занимаются техническим регламентом на парфюмерно-косметическую продукцию. Текст документа подготовлен, прошел не один круг обсуждений, находится на рассмотрении в Государственной Думе и согласно процедуре ожидает отзыва правительства. Но существующее положение дел с техническими регламентами настораживает. Неоднозначный опыт, например, близкой к нам молочной промышленности, получившей массу проблем после введения своего регламента, заставляет еще раз продумывать все возможные последствия введения регламента для отрасли. Мы стремимся устранить всевозможные барьеры в отрасли, но не хотим создавать новые проблемы нашим предприятиям и еще раз взвешиваем все плюсы и минусы каждого положения регламента.
Оставить комментарий
Метки
-
микропигментирование
аппараты для татуажа
кольцевой светильник
татуаж
Анестезия
Пигменты для татуажа
машинки для татуажа
Колористика
Пирсинг
Палитра пигментов
восстановление ресниц
кольцевой свет
Иглы для татуажа
мезотерапия
Ареола
кольцевая лампа
После процедуры татуажа
перманентный макияж
До процедуры татуажа
статьи о татуаже
ресницы
Новости
Вопрос - ответ
Обучение татуажу
Удаление татуажа и татуировок